То, что Масяня завоевала такую популярность в Сети без каких бы то ни было затрат на рекламу — следствие не коммерческого, а так называемого «вирусного» маркетинга. Смотреть ролики про Масяню было престижно, это стало признаком некой «избранности» и кастовости. Собственно этим и можно объяснить «культовость» мультфильма. Пока он находился в Сети и был малодоступен для «большинства», «избранные» с упоением рассказывали непосвященным о Масяне. Люди, коммерчески не заинтересованные в продвижении Масяни, фактически выполняли роль рекламных агентов.
Облик Масяни своеобразен: большая голова с шестью волосинами, тонкие ручки и ножки. Ходит в красной маечке и синей мини-юбке даже в январские морозы. Возраст Масяни неопределён: иногда кажется, что она ещё школьница, но по некоторым репликам можно понять, что Масяня уже окончила институт (мультфильм «Таблетки на Блюхера»).
Характер у Масяни задорный. Она любит подтрунивать над своими друзьями. Предпочитает нездоровый образ жизни: пить пиво, посещать ночные клубы, курить, в том числе и травку. Уверенно владеет компьютером и Интернетом, что заметно по тому факту, что с московской девушкой Ляськой она подружилась именно в веб-чате. Масяня не задерживается долго на одной работе. За свою жизнь она продавала газеты, пела песни в электричках, выклянчивала деньги на мороженое у прохожих, играла со своей рок-группой в кабаках, рекламировала таблетки в костюме кролика, играла в новогодних спектаклях.
К политике Масяня равнодушна. По признанию ее создателя, Олега Куваева, "Масяня никогда большой политикой не занималась, она чистый персонаж и даже не подозревает о существовании каких-либо политических партий и движений".
Друзей у Масяни двое. Это Хрюндель и Лохматый. Иногда в мультфильмах появляется и московская подруга Ляська, но ключевым персонажем она не является.
Секрет успеха Масяни
Когда Куваев нарисовал первый мультфильм про Масяню, зарабатывать на ней он не планировал — единственной целью на тот момент было рассмешить друзей. Так в октябре 2001 года возник сайт mult.ru, а Масяня оказалась практически единственной в свободной нише. Появились сотни поклонников Масяни, фанатские странички в Интернете. Парадокс Масяни заключался в том, что она стала популярной, еще не выходя за пределы Интернета, и уже тогда вызвала к себе деловой интерес предпринимателей, которые увидели в ней коммерческий потенциал.
Один из секретов успешности Масяни назвал продюсер ООО «Масяня» Григорий Зорин. На вопрос, почему так охотно сегодня покупают Масяню, он ответил: «Парадоксальность коммерческого успеха Масяни именно в том, что она создавалась для души, а не для извлечения выгоды. Это был творческий проект в чистом виде. Если бы получение прибыли было заложено в ней с самого начала, такого успеха и народной любви, скорее всего, не было бы». Если бы мультгероиня создавалась в рамках бизнес-концепции, она попала бы под ряд ограничений — как идеологических, так и концептуальных. Прелесть Масяни в том, что она предельно натуральна, ведь создавалась как развлечение для узкого круга лиц. Вот только приобщиться к непротокольному развлечению захотели многие — «неформальность» образа оказалась хорошим коммерческим качеством, а аудитория почитателей персонажа — гораздо шире круга друзей Олега Куваева.
Мультфильмы про Масяню вобрали в себя всю традицию жанра анекдота. Визуальная сторона в роликах про Масяню играет свою роль, но она не главное — масянины высказывания стали знаменитыми и часто употребляются в обыденной речи: «Пойдем-ка, покурим-ка!», «Нет, пива не надо - я девушка приличная!», «Коньячку кружечку!», «Да мне бы домой по-любому!». Реплики Масяни и сопутствующих персонажей, интонации, манера говорить пародируют молодежно-обывательский стиль. На одной из фанатских страничек так и написано «Масяня — это мы!». Но, пародируя свойственные поколению «пепси» грубоватость, хамоватость и цинизм, автору Масяни удалось не скатиться в пошлость, что и было оценено образованной аудиторией Интернета.
Масяня — порождение нашего времени, его героиня и символ. Леонид Парфенов на вопрос, почему для сотрудничества в программе «Намедни» была выбрана Масяня, ответил, что его с Масяней объединяет желание жить, улавливая ритмы, токи, настроения нынешнего мира. Одна из причин востребованности сериала кроется в том, что Масяня - единственная из мультперсонажей, которой не чужда социальная тематика. Темы наркотиков, «противостояния» двух российских столиц и многие другие злободневности нашли живой отклик в сердцах ее поклонников. По словам автора мультфильмов, после просмотра некоторых роликов, например, «На измене», в котором наглядно показано, что может случиться после приема наркотиков, у человека, не пробовавшего их раньше, вряд ли возникнет такое желание.
Технология флэш-анимации, при помощи которой изначально были сделаны сетевые мультфильмы серии «Масяни», позволила создать их без дорогостоящего оборудования и сравнительно быстро: если для съемок обычного видеоролика требуется специальное техническое оснащение, то для создания ролика для Сети будет достаточно и маломощного компьютера. К тому же флэш-мультик в 2-3 раза дешевле ролика в традиционном исполнении. Изначально флэш-технология создавалась для Интернет-среды, чтобы анимационные фрагменты загружались быстрее. Сейчас флэш-анимация переросла в культуру и создала целую индустрию, выходящую за рамки Интернета. В этой технике сейчас производится заметная часть мультсериалов для телевидения, анимационных клипов и телерекламы: флэш легче и проще традиционной анимации во всех отношениях.
Магазинчик Бо
Второй заметный проект Куваева, сделанный совместно с Катей Гореловой — флэш-сериал «Магазинчик БО». Авторы определили его жанр как трэш-фантастика. Сюжет в мультфильмах часто размыт, зато "Магазинчик БО" достаточно развит в музыкальном плане. В его музыкальном оформлении принимают участие такие музыканты и группы, как Сплин, Боря Чистый, Ленинград и др.
Также есть полностью музыкальные мультфильмы:
мюзикл "Бо-гемия или новогодние фокусы БО" клип на песню группы Сплин "Мы сидели и курили"
Герои сериала
1. Выпендрежник — пижон, болтун и балда. У некоторых это называется «воинствующий инфантилизм», коим , впрочем, вовсе не является… Просто, некоторые всю жизнь играют. То в школу, то в работу, то в войнушку то в… да, что угодно. Такие всегда первым делом спрашивают: «Ну… какие у вас тут правила игры?»…
2. Лапкин — девица сложная и замысловатая. Хотя замысловатость, скорее всего, объясняется с бардаком в черепной коробке, что, впрочем, далеко не редкость. Не лишена трогательной привлекательности, свойственно всем балбесам. Любое дело для неё проблема, с этим приходится смириться, набравшись терпения……
3. Чувырла — любопытная глупышка, обладающая природной мудростью всех женщин… вообще всех… Больше надеется на свои инстинкты и природное чутьё, чем на мнение других или даже свое собственное…
4. Охламон — забавный уродец. Очевидно уродец далеко не в первом поколении… Потомственный то бишь… Мишень всех несчастий, хотя и удач тоже… Сплошное попадалово. Грубоват, но только потому, что считает это смешным… хотя очевидно что смеется он один… что нисколько его не заботит… уродец… что с него взять?
5. Заяц БО — инопланетное существо, начисто лишенное понимания серьёзности. Сам факт его существования остается неподтвержденным. И даже теоретически не может подтвердится, ибо явно оболочка кривоногого зайца не является для него родной. Безапелляционно считает себя явлением и похоже в этом он прав… Он вообще всегда прав, ибо врать ему на хрен незачем…